четверг, 28 ноября 2013 г.

Маленькие люди. Седельников А.


1
Он приходил всегда по четвергам, утром, часов в одиннадцать. Мужчина лет за шестьдесят. Неприметный такой. Потертый, как кожаная старая куртка.
-Мне кроссворды. Дешевенькие.
Я доставал несколько. Таких, знаете, на бумаге серой, некачественной. Тоненькие, маленькие.
Он смотрел, новые или нет, не брал ли случайно ранее.
Был этот мужичок маленького роста, с неопрятно растущей1 клочковатой бородкой, каштановыми, давно не стрижеными волосами, сетью морщинок на лице и глазами светлого неопределенного цвета. Одежда его была самая простая. Не бомж, конечно,но пенсионер на грани бедности. Всегда – одна и та же одежда, коричневого цвета свитер и брюки.. Но перегаром от этого человека никогда не разило.
Несколько месяцев он брал кроссворды по мере поступления. Потом попросил оставлять их для него в любом случае, ведь иногда новые у меня раскупали, а ему они были очень, очень нужны. Именно эти. На более дорогие не хватало денег.
-Жена лежит у меня. Болеет. Одна радость- вот эти кроссворды. Гадает-запоем. Все на свете забывает.-рассказал он однажды. – Уж так мне хочется ее порадовать…
Звали его Коля. Николай.

И так прошло пять лет. Каждый четверг приходил ко мне на точку Коля- постоянный мой клиент… Я сочувствовал ему. Это ведь очень тяжело- когда болеет кто-то из родни. Тем более- лежит без движения.
Однажды не пришел Николай.
Прошел один четверг. И еще один.
Пришла в начале недели какая-то женщина, смутно знакомая. Позже я узнал ее: мы постоянно с нею виделись и здоровались-она работала гардеробщицей в супермаркете, куда я завел ежеутреннюю привычку заходить за стаканом зеленого чая. Звали ее Мария.
Попросила она продать ей кроссворды. Те, Колины кроссворды. Я и спросил: а для кого? Никогда не видел у нее в руках кроссвордов. Вот книги она на работе читала.
-Умер Коля.- сказала она мне, словно родственнику. – Сердце. А это- ну, вы знаете,- для его старушки. Какая же у них любовь была…эх! В кино лишь такое показывают… да и то- иногда. Он так ее любил! Жаль его…Как жаль. А теперь я за ней приглядывать буду. Он все порадовать ее пытался…. Как мог, порадовать…
Все, что я смог сделать в память о Николае- это передать его жене с Марией еще несколько кроссвордов. Чтобы она хоть в чем-то забылась и-хоть немного, если это возможно, порадовалась. Вспомнились слова:
«Одна у нее утеха- эти кроссворды. Запоем их решает…моя Надюша…»
А детей у них не было. Мария рассказала, что случилось с женой Коли: еще молодой, через полгода после свадьбы, попала она в аварию. Ноги остались парализованы.
Всю жизнь они прожили вместе. Сорок пять лет. Всю жизнь Николай за ней ухаживал.
Чудо? Конечно, чудо. Маленькое, незаметное, будничное. Без пафоса, красивых платьев и костюмов,ежедневных букетов и рекламных щитов  с клятвами в любви.
Маленькие люди. Большая любовь.

2.
-Браток, не будет прикурить?- прозвучало откуда-то снизу.
Я оторвал взгляд от книги и увидел его.
Человек на каталке. Нет… полчеловека. Ног у него не было.
Крепкий торс, мускулистые руки, тельняшка.
«Полчеловека». Надо же, как мой реактивный ум его идентифицировал. Нет, человек, конечно же. Просто он вполовину меньше ростом каждого из нас.
Афганец?
 Впрочем, какая разница.Инвалид. Не повезло парню.
-Не курю, к сожалению. Жень, есть зажигалка?- обратился я к соседке.
Мы прикурили парню. Он поблагодарил, затянулся несколько раз со смаком. Не спеша, затушил сигарету, бросил в урну. Покатился по направлению к стеклянному магазину напротив.
Двери были тяжелыми, и ему никак не удавалось проехать на своей доске-каталке. В конце концов, когда мы уже хотели пойти на помощь, дверь ему приджержала пожилая дама.
-Благодарю!- улыбнулся ей парень. Подъехал к витрине. Посмотрел на товары. Покатился чуть дальше.
-Девушка! Сделайте мне кофейку покрепче!
Из-за прилавка его и видно не было, но продавщица прекрасно знала этого человека, а также и его привычки. Вежливо уточнила:
-Сахара одну ложечку?
-Да!
-Со сливками, как всегда?
-Сегодня без!
Кофе обжигал пальцы,и девушка предложила поставить стаканчик еще в один стакан.
Парень поблагодарил, улыбнулся ей, и она поймала себя на мысли, что в который раз засмотрелась на его улыбку. Пожалуй,лицо его можно было назвать красивым и мужественным,хотя его несколько портил заметный шрам на левой скуле.
Странное дело, но несмотря на то, что так бросалось в глаза в его внешности,этот парень вовсе не производил впечатления несчастного. Наоборот. Он  явно наслаждался жизнью. Это просматривалось в каждом его движении.
Смотрел на солнце. На красивых девушек. Пил свой кофе  мелкими глотками , полузакрыв глаза…
Перехъватив мой взгляд, слишком долго задержавшийся на нем, он неожиданно сказал:
-Жалеешь меня, что ли? Не стоит. Глухой номер! Я теперь жизни радуюсь. Наслаждаюсь каждой мелочью. Считаю все подарком свыше.  И саму жизнь, и каждую мелкую мелюзгу в ней…Жаль, что понял это только после той переделки… Лучше не вспоминать. Но до этого жил без цели, да и недоволен был, как все у меня складывается. Неудачником себя считал. После… После все изменилось. Теперь я просто обязан быть счастливым… сколько смогу. Просто потому, что я жив остался. Я верю- это Ему для чего-то нужно. Я Ему нужен.  Поэтому я должен продолжать жить. И- получать удовольствие.
-Поверь, - продолжал он, прикуривая еще одну сигарету.-вам, здоровым и целым, только кажется, что возможности у меня ограничены. Например-= вот- видишь?- идет девушка в платье  выше колена? Вы с высоты своего роста видите только платье. А я могу во всех подробностяхз разглядывать ее красивые ножки, и никто меня за это не упрекнет! Вот так!-он подмигнул мне и улыбнулся широко.-Ну пока, приятель! Помни: будь счастлив, что бы ни случилось! Просто от того, что ты-жив! Видишь солнце, пьешь кофе, куришь сигареты, смотришь на красивых девчонок! Жизнь- сама по себе великое чудо! Помни это…
И уехал,отталкиваясь от асфальта колодками.
Теперь я часто вспоминаю его и стараюсь следовать его совету радоваться. Каждый день. Просто так. Без причин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий